Как будет работать метавселенная
Очень много шума вокруг метавселенных. Очень. Стратеги уже кинулись разрабатывать метастратегии, инвесторы — искать метакомпании, а блогеры — обсуждать, насколько метабудущее (не) крутое. При этом то, что касается метамира, описывают в основном максимально невнятно и расплывчато. Что такое метавселенная и какой примерно она может быть, представляют немногие.
Я вижу две разных метавселенных.
Виртуальная метавселенная
Первая — виртуальная — о которой можно говорить как о сбывающемся сюжете Ready Player One, «Первому игроку приготовиться». Если опустить все восхищённые вздохи и будоражащие, но абстрактные слова евангелистов приставки «мета-», то можно сформулировать примерную техническую реализацию такого супермира.
Это разные условно игровые миры (например, пресловутые Minecraft и Fortnite), запущенные в облаке — и единая программа взаимодействия с ними. Техническая часть, все карты, скины и вычисления находятся/происходят в облаке, а игровой процесс стримится на устройство пользователя. Это позволит исключить убивающий любую иммерсивность процесс переключения: «закрыть одну игру, запустить другую, загрузиться, начать играть». Вместо этого — бесшовный переход: только что ты был в Ривии в мире Ведьмака, зашёл в портал — и оказался в лагере вольных во вселенной Stalker. Главное — чтобы была система одного окна для разношёрстных миров, единый аккаунт и дополнительный единый прогресс игрока (помимо прогресса в отдельных мирах). Такой мир уже описал, хоть и более футуристично, Эрнест Кляйн, и для его реализации даже не обязателен VR: и при игре с экрана такой метамир будет гораздо ближе к виртуальной реальности, чем всё, с чем мы сталкивались до этого. Нужна объединяющая программная платформа и общие вычислительные мощности — а VR можно прикрутить позже.
Реальная метавселенная
Вторая возможная метавселенная — дополненная. Это наслоение digital-коммуникации, digital-товаров и digital-развлечений на реальный мир. С ней можно добавить в наш взгляд на мир немного волшебства и фэнтези, утопичной космооперы или шпионского боевика. Носить виртуальный шмот, и все его будут видеть не просто когда вы рубитесь в каком-то игровом мире, а в жизни — пока едете в метро, ходите по дорожке в спортзале и пьёте кофе в Даблби. Получится повесить дома на стену любую картину — хоть Чёрный квадрат, хоть NFT-обезьян, хоть Рождение Венеры (если хватит на них денег) — и менять их взмахом руки без необходимости ждать доставки, перевешивать и куда-то девать старую. Надоел цвет холодильника? Не нужно раздражаться и терпеть, красить старый или заказывать новый, купите скин. И, кстати, на его дверь можно прикрепить пикантную виртуальную записку для партнёра — и дети её не увидят. А презентующийся перед коллегами специалист раздаст всем виртуальные бумажные документы с комментариями к отчёту — они появятся на столах участвующих в совещании удалёнщиков; «отправил ссылку на гуглдок, открывается? Нет, раздайте доступ» — ерунда, забудьте.
В сухом технологическом остатке получается:
1) проекция дополнительных (виртуальных, полностью вымышленных) сущностей на реальный мир — как в примере с дополнением реальности игровыми элементами
2) корректировка некоторых реальных сущностей — как в примере с цветом холодильника
3) подмена реальных сущностей диджитальными — как в примере с картиной или документами на презентации
И тут без продвинутых технологий AR (прежде всего, носимых устройств) не обойтись: можно временно реализовать подобное с помощью дополнения реальности текущими устройствами (например, телефонами), но настоящего наслоения реальностей это не даст. Будет куцый и неудобный псевдомирок, который фрагментами и в урезанном виде мы имеем сейчас в AR-приложениях.
Для полноценной дополненной метавселенной нужны и качественно новые гаджеты, и революционно иная операционная система, и набор инструментов, позволяющий с приемлемо высокой точностью распознавать окружение и связывать накладываемое изображение с ним. Иначе магии не случится.