Что мы можем извлечь из искусства
Мы используем искусство как форму осмысления собственной жизни — той реальности, в которой существуем, и которая существует в нас — и одновременно тем самым помогаем другим осмыслять их реальность и немного проникнуть в нашу.
Каждый находится в своём пузыре смыслов, логических и эмоциональных связей — и в некоторых точках они соприкасаются. Например, у большинства есть соприкосновение в базовых понятиях и смысловых единицах: если чашку уронить, она может разбиться; от воды становится мокро; и так далее. По более сложным конструкциям, особенно эмоциональным, есть и свои точки соприкосновения — но во многом они расходятся. Всю эту систему можно представить как гроздья 3D-пузырей, где-то пересекающихся, где-то расходящихся, распределённых по изогнутому пространству. Если точнее, то это должны быть объёмные фигуры, расползающиеся в разных плоскостях и измерениях, но пузыри представлять проще.
Более того, наши пузыри-фигуры и точки соприкосновения меняются и дополняются со временем. Поэтому система, которую мы представили, не статична — она летит, извиваясь и трансформируясь, в ещё одном измерении, словно клубок отсечённых щупалец, регулярно сбрызгиваемый лимонным соком.
Лимонный сок здесь — это наш опыт. Можно было бы сказать «и объективный, и субъективный», но в случае пузырей-фигур значение имеет только субъективный опыт и субъективное отражение объективного опыта в нашем сознании. Для системы пузырей, если мы погнули ложку взглядом, важен не сам факт происшествия и его физические параметры, а то, как всё это отразилось и закрепилось в нашем сознании: увеличило ли это пузырь или уменьшило (и в какую сторону), привязало ли к какой-то точке (а какие там ещё есть пузыри?), был ли это моментный всплеск или пузырь в том месте надолго нарастил «кожу».
Кожа, кстати, — тоже важный параметр. Логические и эмоциональные образы и связи пузыря не идентичны: некоторые капитально укреплены, другие — есть, но ещё непрочны, третьи — постепенно стираются и истончаются. Это добавляет ещё одно измерение в картину наших многомерных движущихся пузырей-фигур. В результате, даже если каким-то образом пузыри в конкретный момент времени полностью совпадают по положению в пространствах и якорным точкам, они всё равно не будут одинаковыми.
В этом диком мире вечно подвижных пузырей искусство служит подобием неточной и искажённой, но ценной фотографии, которая помогает запечатлеть неизмеримо крохотный кусочек одного пузыря — и одновременно с тем включает в себя рефлексы других пузырей.
И, раз вы дочитали до конца, есть предложение:
Расширить пузырь